Синология.Ру

Тематический раздел


Развитие техники в Китае

: от неолита до публикации «Записок о проверке [качества] работ» (Каогунцзи)
 
Прежде всего, необходимо уточнить несколько терминов. Хотя археологический термин «неолит» прочно вошел в оборот гуманитарных наук, он не получил при этом однозначного определения. Его смысловая неопределенность (как и у большинства терминов «гуманитарных эмпирических наук») лишает ясности многие построения, касающиеся древнейших периодов истории. Не принимая во внимание прямой смысл этого греческого термина – «новый камен[ный век]», можно ограничить его содержание, акцентируя в нем лишь хозяйственно-экономический компонент, как поступают теперь уже многие исследователи, включив в него лишь культуры, развивающиеся в направлении производящей экономики, когда формируется у древних народов земледельческое и скотоводческое хозяйство. Тогда эпоха после завершения последнего оледенения, в геологической терминологии «голоцен», может в целом рассматриваться как время непрерывного прогресса человеческого общества, последовательного и устойчивого формирования, а затем развития (пусть далеко не равномерного и перемежающегося с проявлениями регресса и упадка в отдельных областях, ареалах и регионах) и окончательного построения культур и цивилизаций нового времени. Однако, при том, что в целом представление об этой эпохе может быть обозначено как неизменное восхождение от вершины к вершине во всех сферах экономической, хозяйственной, политической, идеологической и культурной жизни, при построении локальных хронологических колонок выявляется картина стойких неравномерностей, пульсирующего характера развития, неустойчивости взаимодействия, взаимозависимостей и взаимовлияний даже между соседящими ареалами и регионами. Причем построение локальных, ареальных и прочих колонок во многом зависит от специфических установок определенных направлений и школ исторических исследований. Они часто оказываются несопоставимыми. Принципиальное устранение методических и терминологических противоречий, при нынешнем состоянии теории в области гуманитарных знаний, проблема неразрешимая. Сравнительно надежная система периодизации, дающая возможность обобщать и сопоставлять материалы локальных хронологических шкал и общеевразийской (Евразия пока представляет собою единственный материк, где такие обобщения имеют реальные фактические обоснования) шкалы культурных достижений, пока может быть предварительно составлена на основании общепризнанных материальных фактов. В свою очередь термин цзи применялся в древней китайской литературе к памятникам, в содержание которых можно было вносить дополнения и изменения.
 
Само понятие «техника» по отношению к доисторическим эпохам нуждается в специальном определении и трактовке. Техника – это все сознательные планируемые нормативные действия людей и их коллективов, подразумевающие получение определенных результатов, полезных для общественной группы или отдельных лиц, осуществляемые строго разработанными приемами (усвоенными путем обучения) с помощью специальных инструментов и орудий, изготовленных для выполнения данных действий. Техническая оснащенность определенного коллектива подразумевает внедрение технических достижений в повседневную жизнь, умение полноправных взрослых членов коллектива (как это типично для ранних периодов социальной истории, в основном, мужчин) пользоваться наборами инструментов, находящихся в их распоряжении, как коллективно, так и индивидуально (качество использования технических средств зависит от уровня обучения и способностей отдельных лиц).
 
К сожалению, начало регулярного использования тех или иных технических средств в культуре этнических коллективов при выполнении земляных работ, обработке полей и прочих сельскохозяйственных работах, строительстве искусственных жилищ, обработке различного сырья (дерево, кость, рог, кожи, глина, разные породы камня, а в дальнейшем – руд, минералов, металлов), изготовлении инструментария для производства различных работ, оружия и орудий охоты, рыболовства и т.п. – чаще всего не может быть надежно определено. Поздняя мифологическая традиция, правда, может указывать поименно даже предков или демиургов, с которыми связаны, некоторые технические «открытия» (см., в частности, Шицзи Сыма Цяня ), но эти данные полностью произвольны.
 
К началу рассматриваемого периода у населения севера современного Китая (на территориях, где сложились древнейшие китайские государства) была уже значительная каменная индустрия, включающая рубящие, режущие, пилящие и колющие орудия. Получение огня и умение изготовлять луки и стрелы (нужда в этих орудиях возникла благодаря изменению состава фауны ко времени завершения ледникового периода. Ранее преобладали крупные сухопутные животные) – были, видимо, наивысшими техническими достижения того времени. Большинству из вышеуказанных видов производственной деятельности начало положено именно в неолитическую эпоху. Наряду со стандартными типами полуземляночных жилищ, появлением печей, пригодных для обжига керамических изделий, разрабатываются принципы планировки поселков, подготовка к строительным работам в виде выравнивания поверхности, отводившейся под будущее селение, и утрамбовывание всей площади, предназначенной для строительства с целью уплотнения лессового слоя, куда вбивались вертикальные столбы, создававшие основу деревянных каркасно-столбовых конструкций, поддерживавших глинобитные стены жилищ.
 
Наиболее важными принципиально значимыми открытиями неолитического времени были:
 
1) обретенное человеком умение преобразовывать свойства используемого сырья. Так пластичная в «сыром» виде глина, из которой можно лепить различные по форме и размерам изделия, при обжиге на кострах или в печах становится твердым, не деформирующимся материалом (к сожалению, сравнительно хрупким), из которого в массовом количестве начинают изготовлять хозяйственную утварь. Изменение свойств минерала при обжиге заставляет человека задуматься о возможности подобных преобразований и для других минералов. Так закладывается производственная основа для освоения металлов, начинают складываться принципы химии – алхимии, формируются предпосылки для развития инженерного искусства, для перехода в технике от полуслучайных открытий к сознательным планомерным изобретениям.
 
2) Начинают формироваться отрасли производства, использующие другие виды энергии, помимо мускульной силы человека (большие работы по рытью рвов, котлованов жилищ, могил и т.п. указывают на то, что люди широко используют согласованные действия, начало которым было положено еще в коллективных загонных палеолитических охотах, что резко усиливало их энергетические возможности). Скотоводство создает возможности для использования энергии домашнего скота. В полеводстве неизбежно закладывались основы для использования энергии текущей воды. Энергия огня и ветра вводятся в хозяйственный оборот с началом первых опытов по выплавке металла. К сожалению, материальных следов этих первых успешных технических экспериментов пока не обнаружено.
 
Начало эпохи металла определяется, естественно, не первыми опытами случайного применения «металлических камней» (самородного металла), а началом регулярного использования в различных областях производства металлического сырья. Прежде всего, употребления меди и медных сплавов для изготовления орудий производства, оружия, различных хозяйственных и бытовых предметов (в том числе различных украшений). Сам факт перехода к изготовлению украшений из металла может знаменовать собою очень важную веху в развитии абстрактного мышления у древнего человека. Древнейшие украшения, которые носили люди начиная с палеолитической эпохи, изготовлялись изнатуральных материалов – рога, кости, раковин. Собственно, это не были украшения в нашем понимании, а скорее апотропеи, мемориальные знаки, амулеты, связанные с магическими обрядами. Их ритуально-магическое действие, как указывают этнографические наблюдения (должен сказать, что я не считаю правомерным перенос в прошлое любых этнографических данных, но этот круг примеров связан с общечеловеческими мыслительными константами, и, думаю, что их следует принять во внимание, пусть и не безоговорочно) во многом определялось теми материалами, из которых их изготовляли, переход к использованию единого сырья для разных по назначению и способу действия магических предметов, может свидетельствовать о резком усилении абстрактных представлений: амулет уже представал как знак, чье магическое действие определялось уже только его символической формой).
 
Изготовление орудий из металла, требующее огромного опыта, больших практических и теоретических знаний, определенно ведет к большей, чем прежде, устойчивости производственных организаций, укрупнению производственных мастерских, а главное к развитию производств, «ремесел», последовательно развивавшихся в течение длительных хронологических периодов. Существование производственных центров, развивавшихся в течение очень длительного времени в рамках одной и той же производственной традиции подтверждается тем, что по очень многим сериям однофункциональной и сходной по формам и используемым техническим приемам производственной продукции можно наблюдать, как рабочие приемы, оставлявшие на изделиях внешне заметные материальные следы, со временем выходили из употребления, тогда как указанные следы на поверхности изделий сохранялись и даже могли утрироваться, превращаясь в своеобразный «технический орнамент» (эта особенность древней техники позволила разработать в археологии особый «типологический метод» относительной хронологии) [1]. Особенно характерными эти технические особенности становятся при изготовлении военного снаряжения (к этим сюжетам я неоднократно обращался на страницах сборников материалов НК ОГК).
 
Конечно, производственная деятельность в западных странах Древнего Мира, приходящаяся, в основном, на тот же бронзовый век, в частности в древнем Египте, неоднократно воспроизводилась в гробничных фресках многих династий. Известны очень многие особенности и подробности этих производств. Однако Китай в этой области оказался уникален. По всей видимости, в эпоху Чуньцю был создан специальный трактат, руководство для чиновников экспертов, проверявших качество продукции государственных мастерских [2]. Судя по многочисленным интерполяциям в тексте, он долго служил практическим пособием, а затем, будучи включен в текст канона Чжоули, утратив практическое значение, подвергся значительному сокращению. Некоторые его разделы были небрежно фрагментированы, но все же по имеющемуся тексту можно судить о том, как тщательно обследовали древние чиновники всю ту продукцию, которая изготовлялась в государственных мастерских и какие задачи ставились перед строителями древних столичных центров, воплощенных в конечном итоге в ханьских столицах – Чанъани и Лояне [3].
 
Библиография
1. Кожин П.М. Типология древней материальной культуры Евразии (неолит – железный век) // Типология основных элементов традиционной культуры. М., 1984. С.201–220.
2. Кожин П.М. Человек как мера вещей в трактате «Каогунцзи» // 37-ая НК ОГК. М., 2007. С. 152-154.
3. Дмитриев С.В. Китайская градостроительная теория по данным Као гун цзи //34-ая НК ОГК. М., 2004. С. 74–91.

 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2011. – 440 с. – (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3 / редкол. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). – ISBN 978-5-02-036461-5 (в обл.). С. 142-145.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.